Бессмертный полк 2022

9 мая 2022 года команда МАОУ СШ 148 им. Героя Советского Союза И. А. Борисевича присоединилась к Всероссийскому шествию Бессмертного полка. Ребята и педагоги с портретами лётчиков - перегонщиков засекреченной авиационной трассы «Аляска - Сибирь» вместе с поисковым отрядом "Трасса", студентами Сибирского федерального университета, представителями Экспедиционного центра Русского географического общества прошли по улицам Красноярска, чтобы почтить память Героев - победителей, разгромивших нацизм.

Имена героев - заместителя командира эскадрильи № 242 бомбардировочного авиационного полка капитана Степанова Петра Михайловича, воентехника 2-го ранга Шелакина Николая Ивановича, техник-лейтенанта Шайхутдинова Гарифа Нигматзяновича, капитана Кравец Василия Андреевича, старшего летчика 19-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Карельского фронта гвардии лейтенанта Сергеева Николай Николаевич, командира звена 136 ББАП, лейтенанта, Капустенко Михаил Степанович, штурмана эскадрильи, лейтенанта, Пронина Василия Дмитриевича навсегда останутся в памяти.

В этом году исполняется 80 лет со дня открытия Красноярской воздушной трассы, которую называют трасса "Аляска – Сибирь" (АлСиб). Это одна из ярких страниц истории Великой Отечественной войны деятельность Красноярской воздушной трассы Военно-воздушных сил Красной армии. Сегодня всему миру она больше известна как перегоночная трасса Аляска-Сибирь, или АЛСИБ. И всему миру понятны конечные точки этого героического маршрута, по которому было доставлено в нашу страну более 8 000 боевых и транспортных самолетов, сыгравших заметную роль в победе над фашистской Германией.

Одним из путей доставки в Советский Союз американских самолетов стала Красноярская воздушная трасса. Политическое решение о создании воздушной трассы с конечным пунктом в Красноярске было принято 9 октября 1941 года совершенно секретным постановлением Государственного Комитета Обороны СССР.

Работы по изысканию и строительству трассы были поручены Главному управлению Гражданского воздушного флота. Генерал-майору авиации Василию Сергеевичу Молокову, Герою Советского Союза, хорошо знавшему эту территорию, был вручен мандат, подписанный самим Сталиным.

Строительство трассы заняло девять месяцев. Были расширены аэродромы в Якутске, Красноярске и Киренске, построены новые в Уэлькале и Маркове на Чукотке, в Сейчмане на Колыме, а также запасные и промежуточные аэродромы в Олекминске, Витиме, Теплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зырянке. Вдоль трассы были возведены узлы связи, радионавигаторы, метеорологические станции. Уточнялись полетные карты. В СССР было построено 17 аэродромов, в США и Канаде – 15. АЛСИБ поистине стал крупнейшим проектом советско-американского сотрудничества.

Бомбардировщики и транспортные самолеты обычно перегонялись поодиночке или по два-три, истребители же, как правило, группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Дальность полета у истребителей небольшая, поэтому маршрут, протяженность которого от Фернбенкса до Красноярска составляла 6 500 км, пришлось разделить на пять этапов. За каждым из них закреплялся перегоночный авиаполк, и он обычно работал на своем участке. Передав в пункте назначения самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, преобразованной 4 июня 1943 года в 8-й транспортный авиаполк.

В Красноярске самолеты сдавали Военной приемке ВВС Красной армии. Из Красноярска на фронтовые аэродромы самолеты доставлялись по воздуху личным составом 45-го запасного (с июня – 1943 г. – 9-го перегоночного) авиационного полка и летчиками маршевых авиаполков, прошедших переучивание в Красноярске, а истребители – нередко на железнодорожных платформах.

За три года войны Советский Союз разными путями получил от союзников 22 195 самолетов, что составило примерно 10% от общего количества самолетов, участвовавших в войне с советской стороны, а по истребителям этот показатель составил около 19%, то есть почти каждый пятый истребитель был американский или английский.

За время работы перегоночной трассы на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 44 катастрофы, в которых погибло 113 авиаторов. Поисковая работа на местах летных происшествий ведется до настоящего времени.

Сегодня в населенных пунктах, расположенных по маршруту трассы, установлены памятные знаки и надгробия на могилах погибших авиаторов, а в музеях открыты экспозиции, рассказывающие об этой героической эпопее. 75 лет назад, в годы Второй мировой войны, самоотверженные люди построили воздушный мост Аляска-Сибирь. В наши дни, после долгих лет холодной войны, мост открывается заново.





15 просмотров0 комментариев